Петербург представит заявки на создание новых кластеров «Профессионалитета»

11 марта вице-губернатор Ирина Потехина провела в Академии талантов заседание регионального наблюдательного совета по развитию федерального проекта «Профессионалитет» в Санкт‑Петербурге.

Во вступительном слове Ирина Петровна отметила важную роль проекта «Профессионалитет» в решении кадровых вопросов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (СПО). Речь шла об изменении структуры подготовки в колледжах, которая отвечала бы потребностям промышленности города и страны.

Среди управленческих решений по развитию СПО были обозначены, в том числе, оптимизация сети СПО, использование наследия чемпионата «Профессионалы» – инфраструктурных возможностей образовательно-производственных полигонов, закупка нового оборудования и цифровое расписание по загрузке мощностей существующих полигонов.

Среди действующих образовательных полигонов Петербурга были названы «Машиностроительный», «Автомеханический», «Инженерных компетенций», «Педагогический», «Пожарно-спасательный» и «Легкой промышленности».

В ближайшее время их количество будет увеличено – создаются шесть новых полигонов: «Судостроительный», «Электроники и беспилотных систем», «Строительных технологий», «Сервиса и пищевых технологий», «Судовождения и судоремонта» и «Поварского дела».

Уточним, образовательные полигоны являются структурными подразделениями колледжей. Совместно с ключевыми индустриальными партнерами здесь практически отрабатываются профессиональные навыки студентов, максимально приближенные к реальному производству, причем по самым передовым технологиям.

Председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская представила заявки от трех новых кластеров среднего профессионального образования Петербурга, которые могли бы начать набор студентов по востребованным специальностям в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы РФ «Развитие образования» уже в новом 2026/2027 году. Это направление «Педагогика», создаваемое на базе педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова, «Строительство» – на базе Колледжа метростроя, «Туризм и сфера услуг (кулинарное мастерство)» – на базе Колледжа кулинарного мастерства.

Каждый из представленных кластеров – это сообщество учреждений СПО с крупными предприятиями – индустриальными партнерами, а в педагогическом кластере еще и со школами, имеющими психолого-педагогические классы, а также с Герценовским университетом и Санкт‑Петербургской академией постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского. Суммарно в новых кластерах Комитета по образованию предлагается обучение по проекту «Профессионалитет» еще 6350 студентов по 41 профессии и специальности.

Также на заседании были рассмотрены заявки Комитета по науке и высшей школе от пяти новых кластеров среднего профессионального образования Петербурга по таким отраслям, как «Строительство», «Машиностроение», «Химическая. Фармацевтическая», «Клиническая и профилактическая медицина», «Сельское хозяйство, Лесная промышленность».

Региональный наблюдательный совет одобрил заявки комитетов и предложил обеспечить подготовку прилагаемых к ним документов для направления на конкурсный отбор по предоставлению в 2026 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета на создание кластеров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Также по решению регионального наблюдательного совета по реализации федерального проекта «Профессионалитет» колледжам, на базе которых создаются и функционируют образовательно-производственные полигоны, необходимо до 1 мая разработать и представить на рассмотрение проекты программ развития образовательно-производственных полигонов до 2027 года.

Напомним, федеральный проект «Профессионалитет» запущен в 2022 году по инициативе Министерства просвещения РФ. Он включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года и нацелен на создание в системе СПО принципиально новой отраслевой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.

Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров), которые представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

«Профессионалитет» основан на тесном взаимодействии между бизнесом и колледжами – предприятия участвуют в партнёрском управлении образовательными учреждениями и предоставляют производственную базу для развития практических навыков. Таким образом, обучение становится максимально ориентированным на практику. Студенты могут получить специальность высокой квалификации в короткие сроки, а также приобрести опыт работы на производстве.

Источник: пресс-служба Комитета по образованию.